Памяти ген. Д. Л. Хорвата

16 мая [1937 года] в Пекине скончался генерал Димитрий Леонидович Хорват. Не было на Дальнем Востоке имени, более популярного, чем имя генерала Хорвата; с ним связаны лучшие времена пребывания России на берегах Тихого Океана, и оно особенно дорого тем, кому удалось, спасаясь от ужасов террора и анархии, охвативших в 1917 году нашу родину, пробраться в полосу отчуждения Китайско-Восточной жел. дороги и там снова почувствовать себя не загнанным зверем, а человеком, имеющим право на жизнь, на свободное исповедание своей веры и на защиту закона.

Генерал Хорват родился 25 июля (7 августа) 1858 года.

По окончании Николаевского Инженерного Училища он был выпущен в Гвардейский Саперный Батальон, но оставался в нем на службе недолго: его влекла кипучая, практическая, созидательная работа, и он перевелся на службу в Среднюю Азию на постройку железной дороги, где и провел свои молодые годы. Начав со скромной должности десятника, он благодаря своим природным дарованиям и исключительным служебным качествам быстро двигался по службе и в конце девяностых годов [XIX века] был уже управляющим дорогой. Отсюда он был переведен на постройку Уссурийской жел. дороги, а в 1902 году получил предложение занять пост управляющего строившейся тогда К.-В. жел. дороги и это предложение принял ввиду широты задач общества этой дороги и открывавшихся для него с занятием предложенной должности горизонтов огромной созидательной творческой работы государственного масштаба. С этого момента и началось его непрерывное, в течение десятилетий, служение интересам и нуждам русского Дальнего Востока.

Являясь по своей должности высшим администрато[ро]м полосы отчуждения К.-В. жел. дор., имеющей 1500 верст в длину и местами несколько сот верст в ширину, он показал собою пример благородного, гуманного администратора и тончайшего европейского культуртрегера.

Когда в октябре месяце 1917 года власть в России захватил III-й Интернационал в лице большевиков, в полосе отчуждения царил полный порядок, жизнь каждому была обеспечена и все жили в сытости и в спокойствии. Все верили, что, пока там будет Хорват, все будет хорошо, все будут защищены от всяких бед и напастей. Недаром полоса отчуждения получила тогда наименование «счастливой, благословенной Хорватии», но оказалась она, благодаря распаду в России центральной верховной государственной власти, как бы совершенно самостоятельной, предоставленной своим собственным силам. Взор всех были обращены тогда на генерала Хорвата, как на единственного человека, который, благодаря своему исключительному авторитету, общей к нему симпатии и выдающимся личным качествам, мог принять на себя тяжкое бремя несения полномочий верховной власти. Долго генерал Хорват не соглашался на общие уговоры, но в конце концов решился взять на себя это тяжелое бремя и 10 июля 1918 года объявил себя Временным Правителем впредь до тех пор, пока не будет восстановлена русская национальная верховная государственная власть. В этом высоком звании и на этом ответственном посту он оставался до 14 ноября 1918 года, когда в Сибири образовалось из бывших членов Сибирской Областной Думы Всесибирское Правительство, коему он передал свои верховные полномочия, сложив с себя звание Временного Правителя и оставшись на Дальнем Востоке Верховным Уполномоченным. На этом посту он продолжал оставаться и тогда, когда Сибирское Правительство передало, в свою очередь, свои полномочия образовавшемуся в городе Уфе из членов Учредительного Собрания Всероссийскому Правительству, а равно и тогда, когда означенное Правительство пало, и вся полнота государственной власти перешла к Верховному Правителю — Адмиралу Колчаку. 31 августа 1919 года генерал Хорват возвратился из Владивостока, где была его резиденция как Верховного Уполномоченного Российского Правительства на Дальнем Востоке, в Харбин, где и оставался во главе управления огромной территорией полосы отчуждения железной дороги до тех пор, пока не появилась знаменитая «нота Карахана», в которой большевистская власть отказывалась безвозмездно от каких бы то ни было русских прав на Кит.-Вост. жел. дорогу.

Впоследствии, как известно, большевистская власть изменила свое решение и вошла сперва на паритетных началах с китайцами в управление дорогой, а затем продала ее вновь образовавшемуся в Маньчжурии при содействии Японии государству — Маньчжу-Ди-Го. После «ноты Карахана» Генерал Хорват совершенно отошел от дел дороги и уехал в 1920 году в Пекин, где и оставался до своей смерти, являясь оффициально признанным главой русской эмиграции на Дальнем Востоке. Неустанно работая по ограждению прав эмиграции и по устройству ее благополучия, генерал Хорват, благодаря своему авторитету и всему своему прошлому, во многом смог помочь своим соотечественникам, и смерть его является для них тяжкой, незаменимой утратой.

Сколько было сделано генералом Хорватом для блага Родины, для возвеличения имени России, для процветания дальневосточного русского населения, трудно передать в этой краткой заметке. Велики его заслуги перед Родиной, и главнейшая из них та, что он сумел явить перед всем мiром пример благородного, гуманного русского культуртрегерства, а нам, русским, показал еще и пример пламенной, деятельной и самоотверженной любви к Родине и высокого, доблестного служения ей.

Вечная память этому горячему русскому патриоту и выдающемуся государственному деятелю! Благодарный Дальний Восток не забудет его, и имя его несомненно будет занесено на почетные страницы русской истории.

В. Глухарев

Часовой. Орган связи русского воинства и национального движения за рубежом. № 193. Брюссель, 5 июля 1937. С. 20

 

 

В раздел «Русское военное и морское Зарубежье»

К началу Исторического раздела

Главная страница

Почта

Hosted by uCoz